четверг, 31 марта 2022 г.

Дневник счастья #2022. 8/52 и историческо-архитектурный экскурс в Дом офицеров

 Всем привет!

Расскажу как у нас закончился февраль и наконец-то настал март и весна.)

Неделя 8. 21-27 февраля.

У меня феерически закончился лыжный сезон.) Наконец-то я смогла поучаствовать в лыжной гонке, которая у нас происходит в рамках Лыжни России, только на уровне поселка. Надо же, целых 10 лет хотела принять участие (как только переехала к мужу в Мегет), и постоянно были какие-то несовпадухи - то понимаете ли беременна, то грудью кормлю, то на работу устраиваюсь, то Витин день рождения на выезде в этот день, то на Байкал уедем на зимний посмотреть. Но в этом году все срослось, жалко только что после ковида, бежалось тяжеловато, но зато у меня появился азарт к будущим мероприятиям. Всем физкульт-привет!

Еще я плотно занялась зубами своими и детскими. Решила, что добью эту тему, не буду оставлять чего-то недоделанного. Тем более мне на работе идут на встречу в этом вопросе и разрешают ходить лечить зубы в рабочее время. (Далее кому любопытна история Иркутска.)

Так вот, по пути к стоматологу есть одно дорогое моему сердцу здание - Дом офицеров. В детстве в этом здании располагалась студия бальных танцев "Байкал Данс", в которой я оттанцевала около 8 лет. И не случайно эта студия располагалась в таком красивом и старинном доме, ведь в 1888 году он был построен специально под сдачу в аренду для всяких кружков, театров и концертов. 


Я зашла в здание и попросила пофотографировать немного. Далеко мне пройти не разрешили. Хоть в здании по прежнему находятся Музей офицеров и сюда сослали Дом молодежи, где занимаются дети в разных кружках, а также работают детские психологи, но здание находится в аварийном состоянии. На второй этаж подняться мне не разрешили.((( Но как же здесь красиво! Помню, как в детстве мне безумно нравилось ходить здесь по ступенькам, разглядывать портреты, забегать в Музей, откуда нас гоняли, а еще здесь огромный подвал с катакомбами! 


Построила здание купчиха Колыгина Христина Яковлевна. Вообще семейство Колыгиных очень примечательное - муж купец первой гильдии Колыгин Василий Федорович, был важным человеком в Иркутской губернии и занимался сплошь общественными делами, в то время как благоверная жена занималась во всю бизнесом и благотворительностью. Да не просто, а с размахом. 

По началу на месте Дома офицеров, за семейством Колыгиных числились огромные склады, в которых хранилась пушнина, чай импортированный из Китая, а также продовольственные товары, мебель, и прочие предметы быта. После пожара 1879 года, Колыгины решили отгрохать себе Дворец. Но потом подумали, и решили, что Дворец лучше всего сдавать в аренду разным обществам, для проведения мероприятий, ведь во дворце как минимум два огромных зала, один актовый, другой бальный, плюс множество комнат для собраний. Жили же Колыгины в скромной усадьбе на пол квартала (фото ниже с кинотеатром Пионер ныне аварийным, на месте которого как раз была "скромная усадьба", чтобы вы представляли размеры), которая к сожалению не дожила до наших времен. .

Фото с интернета.

Дворец Колыгиных спроектировал городской архитектор Иркутска - Владислав Андреевич Кудельский, практически все храмы и церкви Иркутска того времени спроектированы им. Это был его единственный частный заказ. Здание было одно из первых в городе, отапливали его 18 голландских печей. Они так хорошо отапливали все 45 комнат здания, что до сих пор внутри нет ни плесени, ни грибка. 


Не даром я упоминала про подвалы. Подвалы в здании были в полноценный этаж с высотой потолков более трех метров. Это было сделано специально, чтобы вольготно разместить на этом этаже погибшие в пожаре склады. Подвалы уходили под землю за периметр здания. Кстати говоря, ходила легенда, что Колыгина заказала здание со специальным фундаментом на каменных шарнирах, чтобы даже при землетрясении стояло и не шелохнулось. Но когда в 2018 году проводили экспертизу, готовя здание под реконструкцию, подтверждение сему факту не нашлось.
На фотографии ниже хорошо видно, что около здания располагался сад за воротами. Ворота тоже не сохранились, если вернетесь к фотографии выше, видно что сейчас там стоят танки - это выставка боевых машин под открытым небом.


Немного про Колыгину. Говорят, что на семействе Колыгиных проклятье за успех в коммерции. Мол, не даром вместо могильного памятника Василию Федоровичу стоит засохшее дерево с отпиленными ветвями. У семейства Колыгиных было пять или шесть детей, но все они умирали в младенчестве, даже приемные умирали. К сожалению, очень много документов, в том числе фото-архив Колыгиных были сожжены в лихие 90-ые, тогдашним директором Дома офицеров, против которого возбудили уголовное дело.

Тем не менее, сохранились сведения о том, что после окончания строительства, здесь разместилось общество приказчиков, которое организовало "клуб с буфетом, приносящим доход от 12 тысяч рублей в год". Это общество положило начало историческому и культурному наследию Колыгинского дворца. Здесь размещались библиотека, которая по собраниям не уступала Городской Иркутской Библиотеке. Здесь же в здании, с 1899 по 1947 года размещалось начальное училище, позже здесь будет вечерняя школа для малограмотных Красных Командиров, а также детский сад для детей красноармейцев.

Колыгины активно занимались благотворительностью. С 1887 года Христина Яковлевна стала попечительницей Мариинской общины сестер милосердия. Позже она отдала общине дом (другой) и денежную помощь в размере 35 тысяч рублей. В 1899 при общине открыла амбулаторию.


Колыгин же активно помогал Девичьему институту, жертвовал деньги женскому духовному училищу, приюту для малолетних преступников. Также они с женой внесли большой денежный вклад в строительство Иркутского драматического театра.
Но вернемся к Дому офицеров. После смерти мужа, Колыгина решила распродать все имущество в Иркутске и уехать за границу. Впрочем, в Иркутске она задержалась до 1917 года и видела, как некогда огромная усадьба разделилась на три обособленных участка. После отъезда Колыгиной из Иркутска, сведения о ней теряются.
Небольшая байка времен 1910 годов про Дом офицеров в виде открыток.



В 1921 году бывший купеческий особняк был национализирован и передан государственной власти. В доме разместился наркомат иностранных дел Дальневосточной республики. Говорят, что в те годы в этом особняке бывали Рокоссовский, Тухачевский, Василий Блюхер и Каландарашвили (кстати, это улица находится за углом усадьбы, неспроста оказывается). 


Дальше площадки с витражом меня не пустили, к сожалению. Здание находится в аварийном состоянии, хоть там и ведутся занятия с детьми. Вот по этой лестнице я все детство пробегала. Как раз за дверью, которая видня отсюда и располагался бальный зал.


Вид на коридор 2 этажа. 

Фото с интернета.

В этом зале мы с сестрой занимались бальными танцами. Смотрите, какой красивый потолок!

Фото с интернета.

Нашла архитектурный альбом в интернете, который подготовили в рамках конкурса на восстановление архитектурных памятников. Хочу показать какая красота здесь была и какая красота планируется. На старом фото видны шикарные люстры.


Зал в двух уровнях. Есть небольшой балкон, который украшен статуями Атлантов. 

Фото с интернета.

Актовый зал сейчас полностью разрушен. В детстве он мне казался гигантским. Помню, каждую весну здесь собиралось Восточно-сибирское казачество и устраивало грандиозные праздники. Подъезжали они на конях, даже улицу ради этого перекрывали. Наши бальные танцы на их празднествах обязательно выступали. Самым почетным было выступить не просто с программой бального танца, а с нашей второй программой народных танцев - полькой и кадрилью. Незабываемые впечатления, когда нас с партнером Федей взяли на выступление кадрили, как самых маленьких-центровых, нам было 6 лет примерно. Я думала у меня пол из под ног уйдет. Жалко тогда нас никто не сфоткал.


Вид на центральную лестницу и большой холл второго этажа.


Входная группа.


Фасад. Сейчас балкон снесли, так как он совсем уже сыпался, и было опасно под ним ходить.


Время от времени иркутские активисты пытаются всколыхнуть реставрацию Дома Офицеров, но идет процесс туго. Очень мне жаль такого красивого здания, с историей, с неповторимой красотой внутри. Надеюсь, что все-таки найдутся деньги на ремонт здания, историю надо беречь.


Надеюсь было интересно.)))

16 комментариев:

  1. Лиза, мне было интересно почитать.
    Молодец, что на лыжне проехала.

    ОтветитьУдалить
  2. Лиза, очень интересно знакомиться с историческими местами!

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо за рассказ, было очень интересно

    ОтветитьУдалить
  4. Лиза, поздравляю тебя с отличным окончанием лыжного сезона и участием в гонке!

    ОтветитьУдалить
  5. Лиза, очень интересно! Люблю такие места :) Наш город практически весь из таких мест... и много что рушится, нет денег на восстановление. Просто обносят забором и ждут, когда дом сам рухнет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. У нас тоже с восстановлением очень все печально, но сейчас появились активисты, которые это все двигают и призывают власти к ответу.

      Удалить
  6. У Колыгиной вживых остались сын Федот Васильевич-погиб в гражданскую в Иркутске-жена была Атласова, дочь Ирина Васильевна с мужем Гейнсдорфом Михаилом Иустиновичем уехала в Харбин в 1912 на КВЖД.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, спасибо за информацию. Если можно, укажите источники.

      Удалить
    2. Михаил Устинович Гейнсдорф (14 августа 1868 – ?) — юрист, надворный советник. Гласный Иркутской городской думы 19 февраля 1902 – 4 августа 1903, 1906 – 28 сентября 1912.

      Православный дворянин. В 1891 окончил юридический факультет Университета св. Владимира (Киев). 26.10.1891 поступил на службу кандидатом судебного секретаря при Киевском окружном суде. С 1892 – губернский секретарь. В Иркутске с 1897. С 1898 – член окружного суда, с 1902 – старший нотариус; член комиссии для рассмотрения пенсионного устава для лиц, служащих в сиропитательном доме Е. Медведниковой. В 1903 был исключен из состава гласных по собственному заявлению. В 1907–1913 – член дирекции городского театра. Член комиссий: по ревизии финансовых отчетов городской управы; по ревизии дел в больнице для хроников имени Медведниковой; уполномоченный для совершения дарственной надписи на землю, отчужденную под Забайкальскую железную дорогу. С 1908 – член общего присутствия губернского управления; электрической комиссии; председатель постоянной ревизионной комиссии. С 1910 – член комиссии по постройке постоянного моста через Ангару; врачебно-санитарного совета.
      Был удостоен серебряной медали Красного Креста в память за участие в Русско-японской войне, награжден орденом Св. Станислава 2-й ст.; Св. Анны 2-й ст.
      Жена – дочь потомственного почетного гражданина Ирина Васильевна, урожденная Колыгина. Дочь Варвара и сын Устин.
      Литература
      ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 3448. Л. 98-100.

      Удалить
    3. ГЕЙНСДОРФ Михаил Иустинович (1869 — 1 мая 1927, Харбин).
      Юрист. Окончил юридический факультет Киевского университета (1891). В 1898 г. член
      окружного суда в Иркутске, в 1912-1921 гг. - товарищ председателя Пограничного окружного суда- Главный юрисконсульт управления КВЖД. Умер в возрасте 58 лет.
      Русское слово. — Харбин, 1927, 3 мая, № 3673.

      Удалить
    4. А Колыгина сама дочь Немчинова Якова Андреевича и двоюродная сестра нашей прапрабабушки Анны Васильевны Серебренниковой.

      Удалить
    5. Спасибо огромное за информацию!

      Удалить