четверг, 1 марта 2018 г.

Лидия Никанорова

Замечательный проект Елены "Галерея необыкновенных женщин" так меня захватил, что я только и делаю, что читаю и нахожу удивительных женщин, о которых так и чешутся руки написать.) Может быть мои опусы и не имеют никакой ценности, но для меня это дань уважения этим женщинам.
Несколько лет назад я прочитала удивительный роман Вениамина Каверина "Перед зеркалом". 


Читала на одном дыхании, меня то давили слезы, то накатывала волна жалости, то злость на неугомонную героиню - такая она получилась живая у Каверина. И вот роман дочитан, а меня он все не отпускает, ну думаю, нужно расставить все точки над i, и выяснить всю подноготную этого романа. Оказалось, что прототипом главной героини Лизы Тураевой послужила реальная художница Лидия Никанорова, и роман не зря получился столь волнующим - в его основу легла реальная переписка двух влюбленных людей Лидии и профессора математики Павла Безсонова. (Кто не читал, очень рекомендую.)

Хочу рассказать, чем для меня удивительна эта женщина - у нее удивительная решимость следовать своему пути. Она была готова терпеть лишения, безденежье, физическое истощение лишь бы заниматься любимым делом - живописью. Причем, она всю жизнь искала свой штрих, она не стремилась к подражательству, что еще больше поднимает её в моих глазах.

Она пережила голод и ужасные события в Крыму времен 1917 года, но не опускала руки и даже в пылу военных действий пыталась поддерживать искусство и участвовала в выставке "Искусство Крыма" 1918-1919 годов.

Автопортрет Л. Никаноровой
Лидия Никанорова всегда переживала за свою родную Россию, но в 1920 году она сбегает из Крыма в Константинополь, и больше, волею судьбы, она в Россию не вернется. В Санкт-Петербурге остается её возлюбленный математик, порой им удается обменяться письмами, но сделать это очень сложно.
Лидия делает огромное количество копий фресок, вот одна из них.
Никанорова увлекалась мозайками и фресками, обращала внимание на нюансы света и цвета, восхищалась переплетением узоров и в принципе не смотря на тяжелую жизнь эмигранта была рада оказаться в Византии. В этот период жизни она знакомиться со своим будущим мужем художником Георгием Артемовым, который вскоре напишет её портрет.



Какие-то они суровые, правда?
В 1923 году Артемов увозит Лидию в Париж - ее мечта сбылась. Но вокруг хаос войны, бедность и полная оторванность от родины. Молодые художники вступают в артель с другими выходцами из России и организовывают Союз русских художников во Франции. Лидии и Георгию даже удалось поработать оформителями в кинематографии в Париже. Также они занимались декорированием знаменитого кабаре на Монмартре "Кавказский замок и погребок", привнося в оформление русские нотки и русский фольклор. Но живут художники бедно, картины продаются плохо, быт их не устроен, да к тому же Лидия начинает жаловаться на здоровье. (И во всей ее переписке, чувствуется надрыв и депрессия на заднем фоне, но она все равно хочет стать мастером своего дела и показать свой взгляд на искусство людям.)

Во время работы над "Кавказским замком" с Артемовым и другими художниками.
С 1924 по 1932 Лидия и Георгий уезжают жить на Корсику - и как говорила сама художница, это были счастливейшие годы ее жизни, более менее решился и финансовый вопрос, поэтому все больше времени пара предается живописи, а так же общению с колоритными местными жителями, в частности Лидией будут нарисованы многочисленные портреты пастуха Жозефа Терразони (не нашла его портретов, чтобы вам показать).


Чета даже купила прогулочный катер.) Жили они в маленьком домике на холме, который позже местные жители так и окрестят "домик русских художников".

Яхта "Франсуаз". Вот что еще меня роднит с Лидией Никаноровой - я тоже хочу иметь свою яхту.) Она очень любила море, воду, морских обитателей, была очарована ими.
Вдохновение морем.)


Рыба мне очень нравится!)

Домик.)
И обитатели домика.) Художники очень любили животных. А вон и рыбья картина на стене.))) 
Биржевой крах 30-ых годов заставляет Никанорову и Артемова снова возвращаться в Париж. Хотя там они вращаются в интеллектуальных кругах русской эмиграции, в их доме даже бывала Цветаева (Никанорова писала, что дама эта трудная-претрудная (я согласна с ней)), у художников начали копиться долги, которые очень сильно выматывали их. Но тем не менее они выставляются в галерее Рене Зиви, там представлены многочисленные акварели Бонифаччо.


 Примерно в это время им поступает огромный заказ от архитектора Жака Сольнье на роспись замка в Веррьере ле Бьюиссон, где они вновь вплетают любимые русские и азиатские мотивы. На гонорар от этой работы они покупают себе маленький домик в Кламаре недалеко от леса, и
с удовольствием совершают длительные прогулки со своими собаками.) (Тоже обожаю собак, с удовольствием бы поселилась в маленьком домике с двориком, чтобы куча собак и недалеко от леса - прям моя мечта, только у меня еще в мечте куча детей, а не картин.) Сейчас вас ждет обилие фоток с собаками, ну не могу я удержаться, они все такие милые (и люди и собаки)!





Обратите внимание, какой у них совершенно простой быт, и одеты они проще некуда. Вот что мне еще нравится, хотя эти люди вращались в довольно элитарных кругах, но были совершенно не помпезными. Небольшая ремарка, в романе Каверина главная героиня жила прямо изнуряющей жизнью, практически в крайней нищете, тут конечно автор погрешил от истины, но на то он и роман, а не биография.)
Моя самая любимая картина, мне от нее плакать от счастья охота, такая она спокойная и уютная.)
В период 1936-1938 года Лидии диагностируют рак, и она переносит операцию. Вскоре после этого они переезжают в Ланкастер, где Лидия организовывает мастерскую живописи и рисунка для детей.
К сожалению ремиссия была не долгой, и летом 1938 года Лидия Никанорова скончалась. Супруг Артемов вырезал надгробье для неё собственноручно.


Всю жизнь Никанорова была непризнанной художницей, она с трудом могла продать свои полотна. Реальная жизнь художницы немного отличается от написанной в романе Каверина. В жизни Лидия остается с мужем Жоржем, в романе она предпочитает остаться одна в жалкой деревушке в Турции. Но реальным остается факт сердечной переписки между двумя людьми, на протяжении многих лет (до 1935). Позже эту переписку Безсонов оформил в кожаные тетради для сохранности и отдал их Вениамину Каверину. 
Вот такая судьба, мне кажется не смотря на свои беды и лишения, она прожила светлую жизнь и следовала своему призванию, порой следовать своему призванию - главный подвиг в жизни.


п.с. не знаю почему так сложилось, но я совершенно не художник, но очень люблю живопись, огромное наслаждение получаю от рассматривания картин, именно поэтому мне было жутко интересно узнать про эту женщину побольше. Надо сказать картины Лидии Никаноровой очень меня трогают - они простые, чистые и светлые, нет в них вычурности, но в неясности линий присутствует некая тайна и загадка, в общем все как я люблю.)))
Спасибо за внимание! И с первым днем весны вас!!!

11 комментариев:

  1. Лиза, спасибо! Чтобы ты не сомневалась в "ценности своего опуса", мне было очень интересно :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, мне приятно.) Я с детства любила выступать на конференциях и писать рефераты, обожаю искать информацию, особенно на интересующую меня тему. Так что я с удовольствием писала про Лидию.)))

      Удалить
  2. Очень интересно! Как хорошо, что ты столько фото нашла, всегда интересно посмотреть на реальную жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.))) И мне всегда интересно.))) Чтобы прочувствовать и понять.)))

      Удалить
  3. Спасибо большое за рассказ. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  4. Лиза, спасибо! Много лет назад этот роман в письмах и меня покорил. И такая у него интересная история!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.) Роман глубоко в душу западает. Я его прочитала лет пять назад, а все равно практически все помню. Некоторые книги забываются уже через месяц, а действительно хорошие живут в памяти долго.)

      Удалить
  5. Спасибо, Лиза за интересный рассказ и отсылку к книге. Обязательно прочту. К своему стыду не знала о такой многогранной художнице. Работы, правда, восхитительны. Акварель очень сложная, но эффектная техника. Именно эти работы меня покорили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.))) О Никаноровой вообще мало кто знает, если честно. В России ее картины выставлялись пару раз и только, в основном она работала в Париже. Книга очень интересная, мне хорошо зашла.))

      Удалить
  6. Лиза, спасибо за статью, было очень интересно! Сама искала информацию о Лидии, но ее так мало, собираешь по крупицам. Много лет искала этот роман и только недавно нашла книгу и прочла. Найти в продаже очень трудно, только старые издания 70-80 гг, а очень жаль, потому как роман действительно потрясающий, очень глубокий, философский, остается в душе. Как и Лидия Никанорова, так и Вениамин Каверин, считаю что недооценены. Два капитана-на слуху, но сколько ещё потрясающих произведений у писателя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.) Не помню как попал ко мне этот роман, с виду невзрачный, но такой сильный. Оставил глубокий след в моей душе, как и главная героиня. до сих пор она для меня загадка, эта Лидия Никанорова.=)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...