среда, 22 апреля 2020 г.

Книги и кино про пешие походы

Добрый день.

Я очень люблю ходить пешком и люблю длительные походы с рюкзаком за спиной. И хотя мой самый большой пеший поход был 5 дневный заход по Хамар-Дабану в далеком студенчестве, я все-таки мечтаю, что когда-нибудь мне удастся пуститься в многокилометровый поход и не важно где.
Я уже как-то писала, о том что у меня в планах пройти Кругобайкалку и мы с друзьями  предпринимаем попытки. Тема меня не отпускает, так что я получаю удовольствие от чтения книг и просмотра фильмов на эту тему. Хочу поделиться теми, которые мне понравились.

Сначала книги.


Автор книги, журналист и путешественник (правда по странам Европы в основном, а не дикий походник) однажды решил пройти Аппалачскую тропу. Опыта у него особо не было, как и туристического снаряжения, а также единомышленников, к тому же он был уже в возрасте. В итоге, жена согласилась пустить его в эту авантюру хоть с каким-нибудь напарником.  Откликнулся только один желающий, чувак с лишним весом и вредными привычками. Так что эта затея не предвещала ничего хорошего. На самом деле было очень интересно читать, как мужики, привыкшие к комфорту, к доступности еды в любое время, справлялись с трудностями путешествия аж в 160 км. Плюс автор очень красочно описывает американскую природу, попутно вспоминает истории и легенды тех краев, где они проходили. Опять же очень классно описаны всякие негласные правила для туристов на этой тропе. У нас в России кое-что есть из этих правил, а кое-что совершенно по другому. Да и вообще, пеший туризм у нас после советский времен в запустении, в отличие от Америки, ни табличек тебе, ни карт, ни указателей, а даже и тропы иногда нормальной нет. 
Хотя кое-где героям приходилось ночевать в совсем неприятных условиях, но тем не менее кемпинговые места предусмотрены вдоль всей трассы, у нас же днем с огнем таких мест не встретишь. Пешая тропа проложена таким образом, чтобы идти максимальное количество времени в дикой природе, но при этом выходя время от времени к цивилизации, например раз в два-три дня. У нас же, лес крайне удален от цивилизации, а там где что-то есть, то уже и леса-то нет. 
Книга написана с иронией и юмором, читается приятно и мотивирует хотя в парк выбраться погулять.

Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя. Шерил Стрейд


Сначала я посмотрела фильм с Риз Уизерспун, и мне он очень понравился, и уже спустя время и пару раз пересмотров этого фильма, я подумала, а чего бы не прочитать. Могу сказать, что фильм практически слово в слово книга, за мелкими отступлениями. В книге просто более эмоционально описаны внутренние переживания героини, ведь она по сути своим длительным походом решила начать свою жизнь заново. Главная героиня Шерил совсем запуталась в своей жизни, у нее умерла мама и она очень тяжело это восприняла, тем более что считала себя итак жизнью обделенной по поводу того, что отца у них по сути не было, либо он пил, а потом дубасил мать. Так вот на фоне трагического эпизода, кукуха у молодой Шерил съехала и она ударилась во все тяжкие вплоть до наркомании. Но в один прекрасный день, точнее сказать в самый черный из черных дней, она решила, что хватить тонуть в болоте, и пора что-то уже делать. Лучше ей в голову ничего не пришло, как пройти одной по самой сложной тропе в Америке - тропе Тихоокеанского хребта, протяженностью 4279 км, от границы с Мексикой до границы с Канадой. Очень интересно читать, как она три сотни раз хотела сдаться, как у нее рюкзак до волдырей отбил попу, потому что она неправильно его нагрузила, как у ней сходили ногти на ногах, потому что она выбрала неправильные ботинки. Но интереснее всего читать, как она преодолевает свои страхи, как прочищаются у человека мозги от простого труда, от простого напряжения мышц. 
Смотрите что я нашла, может быть тут такие же сумасшедшие найдутся. Русский чувак устраивает пешие походы по этому маршруту, и даже за вполне приличные деньги, если учесть предоставление питания и палатки и прочего. Ой, мой список на активную старость все пополняется. Но буду мечтать об осуществлении его еще в молодые годы.)))

Девочка, которая любила Тома Гордона. Стивен Кинг


Эту книгу я прослушала в аудиоформате, но я бы ее купила еще и в бумажном варианте из-за обложки.) Однажды мама девочки Триши повела ее и брата в однодневный поход на Аппалачскую тропу. Мама эта, недавно развелась с отцом семейства, и проявляла повышенную активность в плане полезных выходных, то в музеи их таскала, а то вот в лес вытащила. Так вот Триша просто отошла в кустики, а увлеченная разговором с сыном мама ушагала дальше. Триша решила, что она просто срежет немножко и выскочит уже перед мамой, то-то она удивится. Но удивляться пришлось Трише, когда она не вышла на тропу ни через час, ни через еще 10. Бедный ребенок, я очень ей сочувствовала пока она в панике блуждала по лесу. 
Я теперь готовлю и убираю исключительно под аудиокниги, и порой ко мне отрывочно присоединяются мои дети. Хоть и не всю книгу целиком, но половину они прослушали точно, и потом долго обсуждали, страшно это или нет, ночевать под корягой, когда вокруг темнота, у тебя только полиэтиленовый дождевик-пончо, и больше ничего. Пришли к выводу, что страшно конечно, но с тропы бы они не сходили. А я вот подумала, о том что надо провести курс молодого бойца летом, устроить детям квест-спортивное ориентирование.  Рекомендую к прочтению тем, кто интересуется выживанием одному в лесу, и хоть у Кинга книга населена потусторонним ужасом, я уверена, что ночью в лесу, да под паникой и не так себя накрутить можно, и Триша справлялась с честью. 

Начала читать Пикник на Аппалачской тропе Игоря Зотикова, но дочитав до середины автор все еще не дошел до тропы. Он описывает свое пребывание в Америке во времена холодной войны. Зотиков, будучи ученым полярником, в Штатах был по обмену опытом, и в принципе читать интересно про его опыт жизни в стране, про особенности штрафов, особенности быта, но хотелось бы уже тропу.))) Книгу читаю время от времени, немного нудновато пишет, зато довольно живенько читается про изучение Арктики, сразу видно человек "горит" своим делом.

Вообще заинтересовалась я Аппалачской тропой. В частности мне интересно русские по ней хаживали? Наткнулась на блог одного чувака, так он ее бегает! Бегает он ее, блин! 3524 км на минуточку. И не раз он уже ее пробежал, даже установил рекорд. Интересно было почитать про его стратегию закупки всего необходимого. Котомка его весила всего 11 кг, и там было все что нужно для выживания. Это к вопросу о том, как мало надо человеку. Еду он каждый раз брал в заранее продуманных точках во время пути.

Почему-то мало мне отзываются книги наших путешественников, потому что они не такие легкие, как у американских коллег, вечно эти мудроствования и душевные мытарства в придачу. Но все же очень хочу прочитать среди прочих и русские книги по теме.)

Книги, которые еще хочу почитать по теме путешествий, и пеших в частности. У кого еще есть интересные рекомендации?
Одна на краю света. Марина Галкина
Самый большой дурак под солнцем. Кристоф Рехаге
Неудержимая. Соня Чокет
В поисках себя. История человека, обошедшего Землю пешком. Жан Беливо
Девственная земля Д. Мэрфи
В диких условиях. Джон Кракауэр
Путешествие без карты. Грэм Грин
Территория. Олег Куваев

Теперь фильмы про походы. Их я тоже люблю смотреть, ведь там помимо сюжета еще и картинка красивая присутствует.) Наглядно видно, где бы хотелось тоже пройтись пешком.

Фильмы
Прогулка по лесам. 2015. США


Кино, которое поднимает настроение. Во-первых фильм полностью передает ироничную манеру автора, так что все комичные ситуации великолепно обыграны, во вторых великолепный актерский состав. Никогда бы не дала Роберту Редфорду (тот что в красной клетчатой рубашке) его 83 года! Интересный факт, что он хотел экранизировать книгу еще в 1998 году, вместе со своим другом Полом Ньюманом, но Пол так и не дожил до реализации проекта. Так вот, глядя на этих стариканов, так и хочется тоже одеть рюкзак на спину и пойти, пойти.

Дикая. 2014. США


Все думаю, чем же меня так цепляет это кино. Наверное тем, что героиня проходит тяжелые физические испытания в одиночку, не в компании с другом, а один на один, причем она маленькая девушка. Хоть критики и ругают автора за излишнюю заточенность книги на манер "американской мечты", а я вот думаю, что героиня (она же автор книги) вполне заслуженно получила лавры, так как пройти 1770 км, пусть не всю тропу, это тоже не хухры-мухры. Кино органичное, в нем много красивых видов, но вплетаются и короткие истории из жизни Шерил, и хоть сюжет не очень динамичный, он вполне интересный.

Путь. 2010. Испания, США


Это кино про другой тип пеших походов - европейский, где природа перемежается красивыми древними деревушками, и в основном люди ночуют в небольших отельчиках. Такой тип путешествий тоже очень интересный. Ведь помимо наслаждения природой и испытания себя в физическом и моральном плане, ты еще можешь прикоснуться к различной культуре европейских стран, так сказать изнутри. Но в фильме есть вообще-то и сюжет: главный герой (Мартин Шин) успешный доктор из Америки отправляется в Европу, так как его сын погибает в самом начале Пути Святого Иосифа (так эту тропу называют) во Французских Пиренеях. Отец решил притупить свое горе и отдать дань памяти сыну, пройдя этот путь за него, а за одно пронеся и по чуть-чуть рассыпая его прах. Это кино мне очень отозвалось, все в нем красиво и трогательно, и дикая природа, и уютные деревеньки еще больше бередят душу. Помимо основного героя, там есть и второстепенные, попутчики, которые то идут вместе с тобой, то сами по себе, и у всех свои истории.

На грани. 1997. США


Немного уроков выживания от Энтони Хопкинса.) Хопкинс играет роль состоятельного бизнесмена, но при этом очень начитанного. И эта эрудированность спасает ему жизнь в тайге, куда он попадает из-за козней его конкурента. Впрочем, конкурент этот (Алек Болдуин) немного просчитался, и очутился в тайге вместе с ним. Надо как-то выжить и вернуться обратно к людям. Скорее кино относится к выживанию в лесу, нежели пешему походу, но смотреть очень интересно.

Джунгли. 2017. Австралия, Колумбия, Великобритания


Как не рассказать, о моем любимом нерадивом путешественнике Дэниэле Рэдклиффе? Разнообразия ради, эта группа путешественников отправилась в пеший поход по джунглям Боливии. Вот что для меня экстримальнее любых гор и снегов, так это джунгли. Там же жара, насекомые, змеи, воду пить нельзя, ну жесть же! Четверо друзей решили отправится в странствия, но подготовки не было ни у кого, так что не мудрено, что один из них повредил ноги. Друзья решили разделиться, двое пошли дальше, а двое решили повернуть назад (больше их не видели). Так и эти двое тоже попали в опасную ситуацию - перевернулись на плоту и разделились. Главный герой Йосси, которого играет Дэниэл, остался один в джунглях, практически без всего, так еще и был в полной уверенности, что его друг погиб и он в этом виноват. В таком настроении он отправился дальше сквозь джунгли, чтобы найти из них выход. Критики прохладно отнеслись к картине, мол низкобюджетно, страдания героя не раскрыты, драматургии мало, а как по мне, то куда уж драматичнее - 3 недели ходить по джунглям. Фильм основан на реальных событиях, и надо отдать должное другу Йосси, который  настоял на том, что бы поиски продолжались не смотря на то, что были практически безнадежными. Йосси похудел на 15 кг во время своих мытарств, пил из луж и ел ягоды и червяков, Дэниэл пожелал лучше вжиться в роль и все время съемок соблюдал строгую диету, а перед съемками финальных кадров вообще голодал несколько дней. И критики говорят, что плохо старался!

Хочу посмотреть
В диких условиях. 2007. США
Тропы. 2013. Австралия
Одна неделя. 2008. Канада
Искусство путешествовать. 2008. США
Не оставляй следов. 2018. США, Канада
В лесах Сибири. 2016. Франция

Вам нравятся книги и фильмы на тему путешествий? Сами путешествуете?

п.с. этот пост писала долго, аж с октября 2019.) Надо уже публиковать, а то я еще кучу книг прочитаю и фильмов посмотрю, и тогда пост будет просто нескончаемым.)))
п.п.с продолжение точно будет.)

16 комментариев:

  1. Первую книгу читала, мне понравилось.

    ОтветитьУдалить
  2. Лиза, спасибо за подборку книг и фильмов. Хочу порекомендовать детский фильм о детском туристическом лагере в горном Алтае - «Осторожно каникулы». Фильм немного о жизни в лагере, о пеших походах, о сплаве на катамаранах )))

    ОтветитьУдалить
  3. Хороший какой пост, Лиза! Познавательный и зовущий посмотреть, прочитать, узнать.

    ОтветитьУдалить
  4. Лиза, пост просто великолепный, захотелось прочитать/посмотреть абсолютно всё, спасибо! Я люблю смотреть про путешествия и выживание в экстремальных условиях, но только издалека) Я не спортсменка от слова "совсем", мой предел - несколько часов по лесу в поисках грибов. После чего я несколько дней отхожу, ноя и обмазываясь Вольтареном) Замкнутый круг - у меня очень больная спина и суставы, и нельзя заниматься никаким спортом, а стали они такими потому, что нет мышечного корсета, а нет его потому, что не занималась спортом)))
    Но это так мотивирует - читать про то, как люди преодолевают себя и, несмотря на трудности, двигаются вперёд! Точно прочитаю "Дикую" и роман обожаемого Кинга, я про такой и не слышала. Вот продуктивность у автора - кажется, всю жизнь можно наслаждаться его романами, а они не закончатся! И это очень радует)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Кинг мне очень нравится. Конкретно этот роман очень атмосферный, я прямо представляла себя на месте той девочки и мне вспомнился тот мой единственный раз, когда я чуть не заблудилась, но все-таки нашла дорогу.
      Про больную спину, ты знаешь в последнее время от сидячего образа жизни взаперти у меня дико болит поясница. Я начала делать несколько упражнений на спину и стало отпускать, а то я прямо посуду мыть не могла уже более минуты, даже лежать было больно. Умеренный спорт все-таки нужен, очень умеренный, но постоянный.

      Удалить
  5. не, совсем не моя тема сейчас. В смысле я люблю путешествовать, но в комфорте;))
    А вот фильм Путь захотелось посмотреть Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, такие походы точно на любителя.) В моем окружении таких мало людей, да и то мужья таких людей ленятся, а без них нас не отпускают. Такие дела.)

      Удалить
  6. Лиза, вот это моя тема тоже. Фильм территория я смотрела два раза, очень интересно. А ещё у нас в городе есть общественная организация хайкининг, вокруг города очень много пешеходных маршрутов, они маркируют тропы, сделали карту, так что можно выбрать маршрут от лёгкого до сложного. Я хожу постоянно по нескольким, по горе возле дома. Нам повезло с местность, из любой точки можно гулять по тайге и по горам. Но самый крутой маршрут в моей жизни был в Ергаках. Вот там круто. Хотя кругобайкалка наверное тоже интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фильм на грани смотрела на днях. Не очень впечатлил. А фильм в лесах Сибири смотрю сейчас, это про байкал

      Удалить
    2. Досмотрела фильм. Так себе, мне не понравился, нудный какой то. Больше психологический чем про жизнь в лесу

      Удалить
    3. Да, Света вы молодцы, столько у тебя постов про Столбы.) Про Ергаки наслышана, но еще не созрела до них.

      Удалить
  7. Начала читать пост с мыслью "ну это совсем не мое", а в процессе заинтересовалась) хоть я и крайне далека от темы походов, но первую и вторую книжки хотелось бы почитать, спасибо за рекомендации!
    Ничего себе долгоиграющий пост))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надя.) Может тебя тоже захватит моя волна, тем более вон как вы бодро по городам путешествуете.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...