четверг, 27 мая 2021 г.

Про книги (16)

Всем привет!

Решила написать пост про книги, которые прочитала недавно, а то пишу все про Кинга, да про Кинга. Меж тем, успела прочитать/послушать много и разного. О книгах буду рассказывать в обратном порядке, от самого последнего прочитанного, к более раннему.

1. Улисс из Багдада. Эрик-Эмманюэль Шмитт. 2018


В книге рассказывается о непростой жизни иракского паренька, нашего с вами современника. О том, как он бежал из своей страны, ища лучшую долю, а в результате стал беженцем, нелегальным иммигрантом, который даром никому не нужен. Жизнь его полна горестей, а мысли заняты философствованиями.
По началу, когда речь шла об Ираке, читать было интересно. Потому что мне всегда интересно окунуться в жизнь другой страны, посмотреть изнутри глазами рядового жителя. В книге описывается времена правления Саддама Хусейна, о которых я мало что знаю, но слышала краем уха из новостей. Жилось людям крайне тяжело и бедно. Потом, главный герой вырастает и после трагических событий решает сбежать из Ирака. Про бегство читать тоже было интересно, так как описывались совершенно для меня незнакомый стороны жизни, герою сочувствуешь и переживаешь. Но с середины книги симпатия к герою начинает постепенно угасать. Во-первых он совершенно забывает о своей матери и сестрах, ради помощи которым он и сбегает. Он должен искать работу и посылать деньги, чтоб они с голоду не померли, а он находит тихую гавань у сердобольной девушки и живет там, грустя и сожалея, что он до сих пор не добрался до Англии. Здравый рассудок к нему иногда снисходит, в виде призрака отца, с которым он ведет философские перепалки. Во-вторых, герой почему-то начинает себя считать человеком мира, и пространно рассуждает о том, зачем вообще нужны границы, без них жилось бы лучше. И вообще бомжевание оказывается стиль жизни такой, сознательный выбор, ага. Но больше всего меня добила линия воскресшей внезапно подруги, которая встретилась нашему герою у берегов ЛаМанша. Уж лучше бы он страдал, хоть как то поэтично и романтично обосновывались его действия. Но вишенка на этом, кхм, пироге, это финал - живет наш герой среди таких же иракцев на грязной улице Лондона, перебивается чем Бог пошлет, приходит к нему призрак отца Гамлета и говорит, что не так уж поменял он свою жизнь с Ирака, на что сын отвечает, зато он человек мира. Книга эта писалась, а-ля Одиссея, но герой ее высмеивает, и говорит, что он в отличие от Одиссея движется вперед, а не назад к дому. Вы уж извините за спойлеры, но рекомендовать книгу не буду, моя оценка 2 из 5. Сначала ставила троечку, так как начало было захватывающим, но после того, как я почитала про автора книги, который живет себе во Франции и никакого отношения к Ираку не имеет, я несколько усомнилась в описаниях иракских реалий, зато стала понятна вот эта романтическая хрень про бомжующих человеков мира.

2. Вызовите акушерку. Подлинная история Ист-Энда 1950-ых годов. Дженнифер Уорф. 2002

Я смотрела сериал, поэтому ничего нового от книги не ожидала, просто хотела сравнить ощущения. И вы знаете, я в полнейшем восторге. Когда я закрыла последнюю страницу, было ощущение, как будто я свежего воздуха глотнула, так хорошо на душе. Первая книга, практически серия в серию соответствует сериалу, но написана она намного живее, так как от первого лица. Да, литературным шедевром это не назовешь, так как речевые обороты и прочее выдают обычную женщину, которая посвятила себя медицине, а не писательству, но это ни капельки не умоляет ценность книги. 

Книга о жизни акушерок в Англии 50-ых годов. В литературе мало освещена эта непростая тема, честно говоря до этой книги я ничего подобного не читала. Сложно описывать деторождение без подробностей, которые не принято обсуждать в обществе. В книге это описано сухим деловым тоном знающего человека, да это и не самое важное, а важно как раз решимость молодых девушек помогать роженицам в совершенно нечеловеческих условиях послевоенного времени. Очень хочу почитать остальные книги, а вообще, хорошо бы их заиметь в бумажном варианте, а то я все в электронном читаю. Моя оценка 5 из 5.

Немного про сериал Вызовите акушерку. Зрителям так сильно понравился этот сериал, что уже выходит 11 сезон! Я еще помню те времена, когда любители этого сериала сбрасывались деньгами, чтобы отправить сериал в студию озвучивания, так как он был без русского перевода. Это сейчас он уже полностью озвучен, а я в бытность половину серий смотрела с субтитрами. Герои стали родными, и хоть только 3 сезона снято по книгам, остальные сезоны бережно и с любовью развили идею книг. В сериал стали привносится проблемы, сообразно времени, и про талидомидовых инвалидов там рассказывали, и о проблемах абортов, да много о чем. Но при этом изюминка сериала осталась - по прежнему акушерки помогают мамам родить в любое время и при любых обстоятельствах. 

3. Двухсотлетний человек. Айзек Азимов. 1976


И почему раньше я считала Азимова скучным писателем? Наверное до его творчества просто надо было дорасти.) В книге рассказывается о роботе, у которого был небольшой изъян в микросхемах, позволяющий ему мылить творчески. Роботу этому очень повезло, так как он попал в семью, где к нему относились не потребительски. Азимов описывает искусственный интеллект, и  по сути говорит нам о том, что еще не придуман такой искусственный разум способный обучаться и творчески мыслить, по сути "быть человеком", возможен он только при вот такой непонятной ошибке. В процессе своей "жизни" Эндрю переживает все свое семейство, и в процессе очеловечивания себя доходит до полной замены органов сообразно человеческим, только одно под полным запретом - это какое-либо вмешательство в его уникальный "мозг". 
По этой книге снят замечательный фильм Двухсотлетний человек (1999) с Робином Уильямсом в роли робота Эндрю. Смотрели?


4. Айзек Азимов Рассказы: 

На волне знакомства с творчеством Азимова прослушала еще парочку его рассказов. Слушала и думала, что Азимов и правда очень многое предвосхитил в своих рассказах. Каждый раз удивляюсь, как это людям удается, какой-такой проницательностью они обладают?

4.1 Робби. 1939

Трогательный рассказ о любви маленькой девочки Глории к своему роботу-няньке. Девочка начала привязываться к своему роботу и проводить с ним времени больше, чем с живыми детьми. Мама забила тревогу и ничего лучше не придумала, как убрать робота из дома, но малышка с каждым днем становилась все грустнее и грустнее, не помог даже щенок. Однажды родители отправляются с дочкой на выставку в другой город, где Глория каким-то образом узнает своего робота и кидается на его поиски. Дело было чуть не закончилось несчастьем, но старый робот вспомнил свою хозяйку и спас, потому что изначально он был запрограммирован на уход за ребенком и создании полной безопасности для него. Так интересно читать про мир будущего, который нам описывает Айзек еще в 1939. Это один из первых рассказов молодого писателя.

4.2 День охоты. 1950

Однажды трое друзей, выпивая в баре, рассуждали о том, что хорошо бы побывать в мезозое и узнать почему вымерли динозавры. Сидящий рядом выпивоха рассказывает, что он изобрел машину времени и слетал в ту эпоху. Так вот, теперь вспоминаем рептилоидов из передач по НТВ, взяли они их по ходу из этого рассказа.) Азимов придумал, что динозавры эволюционировали до такой степени, что стали друг друга убивать не по причине добычи пищи, а просто от скуки, и постепенно истребили себя. Таким оригинальным образом, Азимов намекал на существующие человеческие войны и на исход таких войн. Стоит задуматься, тем более что Азимов много чего угадал.


4.3 Ленни.1958

Мир настолько развился, что психологи нужны не только людям, но и роботам. С производства вышел робот, который не исполнял свои функции и по развитию он напоминал неразумное дитя. Его хотели было списать в утиль, но молодая ученая робопсихолог доктор Кэлвин забрала его себе, и постепенно развила у него способности к разговору и не только. Довольно странный персонаж эта доктор, к людям она относиться как робот, зато роботу становится матерью. Кстати, доктор Кэлвин это сквозной персонаж во многих произведениях Азимова.



Рассказы Азимова заставляют задуматься о будущем, которое уже не за горами, можно сказать мы уже в нем живем. Но больше всего мне понравился его ироничный слог, однозначно буду читать еще его произведения. Знакомы с творчеством профессора Азимова?

Сижу сейчас и думаю, вот как давать шанс современным писателям? Современные книги, которые мне попадались за последние пару недель, 3 из 4 я не смогла читать дальше 20-ой страницы - штампы, словоблудие, жидкие образы, герои, к которым кроме презрения и скуки никаких чувств. Так и придется коротать свой читальный век на вечной классике, одно хорошо, как много из классики у меня еще не прочитанного. Рассказать о моих книгах-расстройствах? Читаете современную литературу?

6 комментариев:

  1. У меня есть все книги серии про акушерок. Они замечательные. Больше всего меня потрясла последняя книга, про паллиативный уход и реанимационные действия в отношении умирающих стариков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я пока только первую прочитала, очень хочется и все остальные прочесть.

      Удалить
  2. Даааа, Азимов великолепен!
    Книги про акушерок у меня есть все три, но самой интересной показалась именно первая. Ну и сериальный новый сезон я сейчас с большим интересом смотрю. Прям как родные все уже! Может, и Трикси замуж выдадут?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Света!
      Я последние два сезона еще не смотрела.)
      Азимов мне очень понравился.) Буду еще читать.

      Удалить
  3. Ничего не читала 🙈 почему-то не могу преодолеть свое отрицательное отношение к фантастике, после прочтения любой такой книги остаётся неприятный осадок, правда, читала я их мало... даже не знаю, с чем связано)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, бывает.) У меня любовь с фантастикой с детства, папа приучил. Зато я не могу читать современную прозу, если там нет убийств.)))

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...